ФОРМЫ ПАМЯТИ

Память формирует нашу идентичность и влияет как на осознавание себя, так и на видение будущего. Общие воспоминания и версии прошлого могут объединять или разъединять людей. Память может служить источником: боли, ресурсов, знания...

Разнообразны и формы бытования памяти: она может сохраняться (например, в формах, близких к архивам), может проживаться (и сближаться в этом смысле с перформансом). А через арт-практики часто происходит поиск новых форм памяти и метафор для ее выражения.

В этом разделе собраны работы участников, исследующих темы памяти в городе и памяти о городе. Татьяна Эхинова отталкивается от названия Басманного района и одноименных улиц и вдохновляется техникой басмы при создании своих картин. Также ее интересует архитектурный стиль как «код» прошлого. Работа «Дедушкина Басмания» обращается к проблеме семейных архивов. Даже если удается записать воспоминания родных на диктофон, как сделать так, чтобы запись не лежала мертвым грузом, а смогла из архива превратиться в проживаемый опыт? Дария Супрунова ищет ответ на этот вопрос, используя свои профессиональные навыки экскурсовода и филолога. А Ирина Бабкина рассматривает кино как форму памяти на примере творчества известных режиссеров, живших в Басманном.

Забытое
ремесло

В Басманном районе меня особенно заинтересовала Старая Басманная улица, так как раньше там располагалась Басманная слобода. По одной из версий, там жили ремесленники, которые басмили, то есть делали узорные украшения на металле или коже. Металлическими тонкими листами обкладывали деревянные кресты и оправы икон, и такие листы назывались «басмами». Еще так называлось послание с выдавленной на нем ханской печатью. Одна из версий происхождения названия района — от этого ремесла.

Вдохновившись этой старой техникой, я попробовала использовать ее в качестве художественного инструмента. Получились два изображения района, выполненные на деревянных досках и стилизованные под басму.

Кроме того, я обращала внимание на современный облик Старой Басманной и окрестностей. Здесь можно встретить здания разных стилей, которые наглядно показывают, как время и архитектурная мода формировали образ района, оставляя следы или, наоборот, стирая их. Эти наблюдения привели к созданию эскизов для рисованного путеводителя, который можно будет использовать для прогулок или как пленэрную карту.
ТАТЬЯНА ЭХИНОВА
художница

Эскизы
к рисованному
путеводителю

Дедушкина
Басмания

Басманный — район детства и юности моего дедушки, Александра Александровича Королёва (1932-2018).

Он родился и прожил здесь до 1959 года. Сюда вернулся, спустя много лет, в 2016 году, вместе с нами, его потомками, чтобы рассказать о дорогих сердцу улицах и домах. От той прогулки остались только аудиозаписи, ставшие путеводной картой памяти, которая оживляет пространство, показывает его глазами десятилетнего мальчишки 40-х годов. Частная память, озвученная в рассказах дедушки Саши, связана с памятью языка. Слова, вышедшие из обихода, имеют шанс сохраниться, поскольку в процессе рассказывания дедушка передал их нам. Отдал на хранение.

Через место, язык и действие — компоненты каждой из трех историй — тянутся нити памяти ко мне и к дедушкиному правнуку, который впервые побывал на Басманных улицах во время создания этого проекта. Мы с сыном прошли по тем же местам, что в 2016-ом, но уже без дедушки Саши, и «вживую» совершили передачу памяти о дедушкиной Басмании следующему поколению. Я нарисовала «карту памяти», а фотографии и мои аудиокомментарии к записям задокументировали этот процесс. Чтобы нити памяти не прерывались.
ДАРИЯ СУПРУНОВА
КАРТА ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА И ГОРОДА
филолог, экскурсовод
1 Черняшки

Место: Гимназия Ф.Л. Мансбах, 1-ый Басманный пер., 10

*черняшка – черный или ржаной хлеб. В словарях имеет помету «разговорное» или «народно-разговорное» выражение.

2 Жмурики

Место: Басманная больница, ул. Новая Басманная, 26, корпус 1

Tilda Publishing

*жмурик – покойник, мертвый человек, труп. Слово пришло из бандитского жаргона, в словарях помечено как «разговорное сниженное» или «жаргонное» выражение.

3 Расшибе

Место: Покровско-воскресенская старообрядческая церковь, Токмаков пер., 17, строение 4

*расшибе – другие названия «расшибалочка», «расшибец», «расшибай», «расшиши». Игра на деньги, когда игроки бросали специальной битой в стопку монет, сложенных решкой вверх. Выигрыш и дальнейший ход игры зависели от результата броска. Эта игра описана в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского». В «расшибай» играли актеры и даже сам Тарковский на съёмках «Сталкера».

P.S. Особую благодарность хочу выразить Аните Петровой за фото и Светлане Кондратьевой за консультацию и помощь в создании итогового проекта.

Отражение

Режиссер отражает жизнь города, архитектуру, пульс на пленке. В документальном кино по возможности стираются границы личного восприятия пространства в пользу объективного взгляда. В художественном, наоборот, кадр за кадром складывается отражение видения городских просторов режиссером. Арт-объект «Отражение» — попытка художника сделать акцент на режиссере, его ярком взаимодействии с городом, пусть порой и на черно-белой пленке. Его глазами мы видим Москву, которой нет уже и не может быть. Под руководством Эйзенштейна оживает, наполняется всадниками с уникальной архитектурой «Дом-корабль». Данелия оставил на пленке ту Москву, которая встретилась ему в тот — другой год. Ее не найти сегодня или завтра. Это впечатление было тогда, а отражение осталось в кино.
ИРИНА БАБКИНА
художница
АРТ-ОБЪЕКТ, ДИПТИХ
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website