СМЫСЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Работы этого раздела сделаны в партиципаторном ключе: ни одна из них не смогла бы осуществиться без взаимодействия. Само слово «партиципация», или соучастие, уже привычное в сфере искусства, театра, образования, также нашло свое место в наследии. Сегодня очевидно, что люди, не связанные профессионально с наследием (например, посетители музея или жители района), имеют право участвовать в конструировании его смыслов и суждении о нем. В этом свете кажется вполне серьезной игра одной из художниц, в которой она старается выяснить, с чем ассоциируется район и его отдельные места у местных жителей. Две другие работы интересны тем, что авторы использовали для коммуникации о прошлом методы, больше характерные для сферы современного искусства. Авторы перформативной медиации «Сохранить нельзя забыть» ставят участников в ситуацию выбора: чьи безымянные архивы стоит сохранить, а от чего избавиться. И через этот опыт стремятся понять критерии важности документа для будущего и ощутить собственную ответственность. А проект Юлии Ивашко предлагает использовать современный танец в качестве языка для разговора о старом особняке.

Сохранить
нельзя
забыть

Если присмотреться к зданию, в котором находится библиотека им. Ф.М. Достоевского, можно заметить мемориальную табличку, посвященную Сергею Эйзенштейну, жившему в этом доме. Он много чем знаменит: новаторскими методами монтажа, работой в Голливуде, картинами, ставшими классикой… А еще тем, что когда-то спас архив своего учителя, Всеволода Мейерхольда. После ареста Эйзенштейн вывез бумаги к себе на дачу и в тайне хранил там много лет.
Этот факт заставляет задуматься, сколько бы мы потеряли, если бы архив Мейерхольда пропал? Или если бы вдова Эйзенштейна Пера Аташева не посчитала нужным передать материалы в РГАЛИ, ведь очень часто ценные исторические документы оказываются на помойке, потому что не нужны потомкам. Да и мы сами часто становимся судьями архивов, разбирая старые бумаги, тетради, вещи в собственных домах…

В рамках перформативной медиации мы предлагаем участникам прожить ситуацию неопределенности, почувствовать свою ответственность за принимаемые решения и ответить на вопрос «Как определить ценность?», не видя при этом полной картины и не зная, кому пригодится сохраненное.

Фото: Елена Балакирева.
АННА БЕРНИКОВА
КАТЕРИНА ЛЯЙНЕН
СВЕТЛАНА КОНДРАТЬЕВА
ПЕРФОРМАТИВНАЯ МЕДИАЦИЯ

Игра
в ассоциации

Я художница из Калуги и собственного опыта, связанного с Басманным районом, не имею, поэтому в своем небольшом проекте я хотела задействовать местных жителей.
Во время трехчасовой прогулки по району «с чистого листа» и без маршрута, в поисках материала я сделала несколько фотографий. На них оказались незначительные детали, которые обычно не привлекают внимания, в том числе слова, вписанные в городскую среду. Если игнорировать контекст, то они очень абстрактны и могут вызывать много ассоциаций. Мне хотелось, чтобы они стали поводом для жителей вспомнить что-то о событиях или ощущениях, связанных с Басманным районом.

Механизм условной «игры» был таков: есть несколько фотографий, участник может предложить свою ассоциацию на какую-либо из них, соблюдая два условия:
1) она должна быть связана с объектом ассоциации (само слово / настроение / место, если узнал)
2) она обязательно должна быть связана с Басманным районом.
После того, как первый человек даст свою ассоциацию на фотографию, следующий участник делает ассоциацию на ответ первого человека. Так выстраивались цепочки ассоциаций.
Информация распространялась через Инстаграм музея, группы сообществ Басманного в соцсетях, но большинство откликов было на адресные запросы в мессенджерах.
Спасибо всем отозвавшимся.
художница
РАДИОРЫБ
НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ОСТАНОВКА
ЖЕРТВА
РАДИО УЛИЦА
ЛЮБОВЬ
СПУТНИК
СТОЛОВАЯ

Движение места

Уже много лет я занимаюсь танцем, сейчас исследую перформативные практики.
В рамках лаборатории я познакомилась с арт-медиацией. Этот формат позволяет построить диалог как интеллектуально-чувственный обмен между зрителями и арт-объектом.

Я задумалась, что будет, если на место картин и скульптур встанут танцоры и перформеры? Сможет ли медиация углубить восприятие движения и танца? Может ли танец раскрыть место?

Наш сайт-специфичный перформанс выстраивает еще один мостик в сторону истории и наследия старинного здания, в котором сейчас находится ДК «Гайдаровец». Перформеры в своих этюдах отразят связь с местом, а медиатор поможет зрителям подключиться к диалогу. Таким образом, получится трехсторонняя коммуникация «зрители - танец - место».

Участники: Спиркина Марина, Симчук Ольга, Кузнецов Дима, Калишевская Екатерина, Чумак Евгений, Маркова Елизавета, Елисеева Наталья, Катерина Ляйнен, Юлия Ивашко.

Фото: Самсон Карапетян.
ТАНЦ-МЕДИАЦИЯ
танцор, хореограф
ЮЛИЯ ИВАШКО
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website